Ведущий специалист отдела рассмотрения страховых дел АСК «ИНГО Украина» Андрей Нечас рассказал, почему нужно серьезно относиться к выбору страховой компании, приобретая полис ОСГПО, а также о преимуществах ремонта авто на рекомендуемой страховщиком СТО.
За последние два года с рынка обязательного страхования автогражданской ответственности ушло немало компаний. С чем это связано?
К сожалению, многие компании, которые работали в этом сегменте и продолжают в нем находиться, выбрали его исключительно как нишу для «сбора» денег в кратчайшие сроки. Пытаясь решить свои проблемы, они совершенно не думают о клиенте. Это приводит к тому, что такие страховщики-«однодневки» предлагают необоснованные скидки от базового тарифа по «автогражданке», которые могут достигать и 20%, и 30%, и 50%, набирают базу доверчивых клиентов, но когда дело доходит до выплаты, не могут выполнить свои обязательства и в итоге становятся банкротами.
Неужели все страховые компании демпингуют?
Разумеется, нет. Многие страховые компании, в том числе и АСК «ИНГО Украина», очень дорожат своим именем и репутацией. Поэтому они проводят взвешенную тарифную политику и следуют умеренному подходу к комиссионному вознаграждению агентов. Как правило, именно эти компании – в числе лидеров рынка.
Но если заниженные тарифы неминуемо приводят к проблемам, почему компании-«однодневки» успешно находят своих клиентов?
Отечественные автовладельцы условно делятся на две группы. Первая – это те, кто относится к «автогражданке» как к вынужденному документу-бремени, который необходим, чтобы избежать штрафов ГАИ. Таким водителям важно, чтобы полис был как можно дешевле, им безразлично, кто его выдал и что будет с этим страховщиком завтра. Вторая группа – те, кто приобретает страховку осознанно, внимательно подходя к выбору страховщика, его тарифам, рейтингам, платежеспособности. Причем сознательных клиентов, уже столкнувшихся с демпингом и соответствующими проблемами, становится все больше.
По каким основным параметрам стоит выбирать компанию, приобретая полис ОСГПО?
Думаю, это наличие авторитетных иностранных собственников, которые в страховании уже не первый год; минимум жалоб на работу СК со стороны клиентов, наличие четко отлаженной системы урегулирования, а также партнерских СТО и, что очень важно, отсутствие финансовых проблем и претензий со стороны контролирующих органов.
Какие преимущества дает клиенту покупка полиса в крупной положительно зарекомендовавшей себя страховой компании?
Лидеры рынка обладают разветвленной сетью представительств, агентов и, что особенно важно, аварийных комиссаров. Например, в АСК «ИНГО Украина» аварийный комиссар выедет в любую точку Украины и поможет оформить ДТП. Это имеет большое значение, так как в аварийной ситуации стороны зачастую находятся под влиянием стресса и эмоций, а присутствие представителя СК позволяет избежать проблем как с ГАИ, так и с получением страхового возмещения.
Как от величины и «именитости» страховщика зависит урегулирование?
Зависимость существенная, так как крупная компания инвестирует в урегулирование, оптимизирует все процессы. Например, очень полезная опция, которую давно применяет АСК «ИНГО Украина», – ускоренное урегулирование. Его смысл – пострадавшему не приходится дожидаться решения суда по ДТП, которое может быть вынесено через несколько недель или даже месяцев. Достаточно расширенной справки ГАИ, на основании которой страховая компания в кратчайшие сроки осуществляет выплату. Например, в Киеве и других крупных городах наша компания нередко возмещает убытки по расширенной справке в течение 3–5 дней. Нюанс лишь в том, что ускоренное урегулирование применяется АСК «ИНГО Украина» только в случае, когда на место ДТП выезжал аварийный комиссар и вина нашего страхователя очевидна.
Насколько в целом улучшилась ситуация с урегулированием убытков по ОСГПО за последнее время?
После того как в сентябре 2011 года в украинском законодательстве был четко оговорен срок урегулирования, который не может превышать 90 дней с момента поступления заявления на выплату возмещения, процедура выплаты действительно ускорилась. Но многое зависит от места ДТП, количества участников в нем и прочих факторов, которые прямо или косвенно влияют на разбирательство по делу и, как следствие, на скорость страхового возмещения.
С момента внедрения в Украине «европротокола» прошло почти два года. Стал ли этот способ оформления ДТП популярным?
Число страхователей, пользующихся «европротоколом», действительно выросло по сравнению с прошлым годом, но в 80% случаев помощь в его заполнении оказывали аварийные комиссары. Да, «европротокол» должен получить большее распространение, ведь он значительно ускоряет оформление, решение многих нюансов по дорожно-транспортному происшествию и упрощает урегулирование. К тому же он избавляет от такой неприятности, как изъятие прав сотрудниками ГАИ.
Как известно, в КАСКО страховщики отходят от практики выплат наличными. А какой способ возмещения преобладает по полисам ОСГПО?
Согласно украинскому законодательству осуществлять выплаты через кассу по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности запрещено. Поэтому возмещение проводится на счет клиента в банке, денежным переводом либо на счет СТО.
Количество застрахованных, воспользовавшихся «европротоколом», по сравнению с прошлым годом выросло.
И какой из этих вариантов наиболее удобный?
Разумеется, многие автовладельцы по старинке хотят получить деньги на счет, после чего уже самостоятельно решать, как ими распоряжаться. Однако вариант с СТО, по моему мнению, является наиболее предпочтительным. Например, в нашей компании широкий перечень партнеров среди автосервисных станций, которые начинают ремонт сразу же, по гарантийному письму, не дожидаясь «живых» денег. Это означает, что для пострадавшего в такой ситуации совершенно не критичен сам факт получения выплаты, так как он может отправлять автомобиль на ремонт сразу после получения страховщиком необходимых документов.
То есть при выплате напрямую на СТО ремонт обычно более оперативен?
Безусловно, ведь если пострадавшее авто сразу же направляется на рекомендуемую СТО, это значительно экономит и время, и деньги, поскольку страховая компания договаривается об особых условиях обслуживания страхователей, которые подразумевают быстрый и качественный ремонт, а также скидки на его проведение, в том числе на запчасти и комплектующие.
Кстати, вправе ли клиент самостоятельно выбрать место, где он будет ремонтировать автомобиль?
В нашей компании есть обширный список партнеров, с которыми мы постоянно работаем. И на основе этого списка автовладелец сам решает, где ему лучше проводить восстановительный ремонт.
Расширяет ли компания количество партнерских СТО?
Безусловно, это постоянный процесс. И компания регулярно изучает наиболее выгодные условия сотрудничества от тех партнеров, которые готовы идти на контакт, предложить приемлемую цену, качество и сроки работ. Тем более что рынок сервисных услуг сейчас насыщен и даже перенасыщен, поэтому не страховщики борются за подрядчиков, как это было до кризиса, а наоборот. Соответственно, мы имеем возможность отчасти диктовать свои правила игры и рассчитывать на индивидуальные условия сотрудничества, которые будут в первую очередь выгодны клиенту.
Каких улучшений стоит ждать автовладельцам в сегменте ОСГПО в будущем?
Мы вместе с коллегами по рынку очень рассчитываем на внедрение прямого урегулирования, когда выплату пострадавшему осуществляет его же компания, продавшая ему полис «автогражданки». Достаточно удобный и хорошо зарекомендовавший себя в других странах механизм, который, как мы ожидаем, повысит в целом сознательность автовладельцев при выборе страховой компании при покупке полиса, заставив отказаться от привычки покупать там, «где дешевле», кроме того, значительно упростит и ускорит процессы урегулирования, а также позволит вытеснить с рынка недобросовестных игроков.
Правила публікації коментарів
Публікуючи коментарі, Ви несете відповідальність відповідно до законодавства України.
Забороняється:
Редактори залишають за собою право видаляти будь-які коментарі, що не відповідають зазначеним вимогам, а при регулярному або грубому нехтуванні Правилами - блокувати користувачеві доступ до Порталу. Редактори не коментують свої дії і не обговорюють їх з користувачами.
Коментарі