Обзор подержанных smart: на гребне популярности

Наибольшим спросом в Украине пользуются автомобили smart первого поколения в 3-дверном исполнении ForTwo (в названии заложена их пассажировместимость – для двух человек). Главным образом на такую популярность повлияла их относительно невысокая стоимость по сравнению с более дорогими наследниками, которые по цене сопоставимы с полноразмерными моделями других брендов. Гамма модификаций smart очень широка (см. фото), но сегодня мы рассмотрим потребительские качества самых массовых версий FourTwo первой генерации.

История создания smart
Мысль о создании субкомпактного городского автомобильчика пришла в голову Николасу Джорджу Хайеку – основателю часовой компании Swatch. Желая довести свой проект Swatchmobile до конвейера, он обращался за техподдержкой к разным производителям, но понимание нашел только в Mercedes-Benz. Прообразами новой модели стали концепты Eco Sprinter и Eco Speedster (на фото), представленные в 1993 году. Чтобы не потерять репутацию производителя премиум-моделей, Mercedes создал отдельное, совместное со Swatch СП – Micro Compact Car, которое появилось в 1994 году, а спустя три года был представлен предсерийный образец smart (Swatch Mercedes Art). Однако после скандала с опрокидыванием Mercedes А-klasse подготовка к производству микролитражки была временно прекращена – компания занялась ее доработкой. Серийное производство smart началось в 1998 году, после чего фирма Swatch вышла из проекта, а MCC была переименована в Smart GmbH.

09.97  Представлена новая компактная модель smart (индекс кузова 450).
07.98  Стартует серийное производство модели.
11.99  Начата установка дизельного агрегата 0,8 л (41 л.с.)
02.00  Начат выпуск кабриолета.
01.01  Новый бензиновый мотор 0,7 л (61 л.с.)
03.01  Очередная модификация – открытая версия Crossblade.
02.03  Рестайлинг модели. Появилась версия Brabus.
08.02  На базе smart созданы две новые версии: Roadster и Coupe.
09.06  Дебют второго поколения smart (451). 

Вот это конструкция!
Конструкция малютки весьма неординарна. Так, большинство навесных панелей ее кузова – пластиковые (передняя часть, бамперы, филенки дверей и крышки багажника). Сам каркас кузова, представляющий собой высокопрочную защитную капсулу салона, выделен другим цветом, отличным от навесных панелей (см. фото). Под привычным капотом мотора нет – он установлен в задней части авто под полом багажника. Капот здесь не открывается, он выполнен единым целым с передним бампером и крыльями. Под вентиляционными решетками снизу лобового стекла спрятаны заливные горловины бычка омывателя стекол и охлаждающей жидкости, а аккумулятор – в салоне под пассажирским ковриком. Привод колес у всех smart задний. Для удобства посадки двери сделаны очень большими, плюс ко всему они лишены традиционных рамок. Необычна и крышка багажника – она состоит из двух раздельных частей: верхней, стеклянной, через которую удобно класть легкую поклажу, и нижней, с металлическим каркасом, которая отбрасывается вниз и может выдержать нагрузку до 50 кг (см. фото). 


Интерьер smart оригинален и по сей день. Его изюминкой являются отдельные, на ножках, кругляши часов и тахометра (в зависимости от комплектации), выступающие пенечки регуляторов обдува и замок зажигания, расположенный  возле рычага КП

Пластик бамперов оказался довольно хрупким – его легко разломать при неаккуратной езде, ввиду чего эти элементы кузова пользуются спросом на украинских разборках smart. Коррозия кузова – редкое явление, и обычно она свидетельствует о некачественно выполненном кузовном ремонте. Массивные двери со временем приводят к износу петель (проявляется в затрудненном захлопывании). Способна доставить неприятности система кондиционирования салона («травят» заправочные клапаны, к 80 тыс. км может выйти из строя компрессор) и складывающаяся крыша у кабриолетов (на старых авто отмечен износ электромоторов, как следствие – привод перестает работать).

Интерьер smart и сегодня выглядит оригинально (см. фото). Благодаря высокому кузову и большому диапазону регулировки передних сидений внутри микролитражки нормально разместятся даже двое высоких людей. Сидеть на ковшеобразных креслах с интегрированными подголовниками, возвышающимися почти до самой крыши, очень удобно, правда, при этом они ограничивают видимость через внутреннее зеркало заднего вида. Не толкаешься плечами и по ширине. Шумоизоляция неважная. Компактные размеры позволяют с легкостью парковаться в таких местах, где обычная машина не поместится, подъезжая практически вплотную к препятствиям (как раз в таких случаях владельцы чаще всего повреждают бамперы). Ну и, конечно же, ставить малютку вы будете хваленым смартовским способом – перпендикулярно к бордюру, что является неоспоримым преимуществом этой модели, за что, в числе прочего, ее и выбирают жители мегаполисов. 

Будьте морально готовы!
Линейка силовых агрегатов smart включает 3-цилиндровые бензиновые и дизельные версии, которые бывают атмосферными и турбированными. По ощущениям smart весьма шустрые, особенно турбированные. Они позволяют, на удивление соседям по потоку, быстро стартовать со светофоров, а за счет компактных размеров – еще и юрко проскакивать между полноразмерными авто.


На базе smart FourTwo  созданы версии Roadster и Coupe, редкие открытые модификации Crossblade и более вместительные пяти­дверки ForFour для четырех человек

Многие считают, что такие машинки очень экономичные, но на самом деле это не совсем так: даже при спокойной езде в городе, согласно заводским данным, бензиновые версии поглощают около 6 л на сотню, что вполне сопоставимо с более крупными полноразмерными современными моделями классом выше. Зато дизельные модификации действительно очень рачительны – они расходуют всего 3,9 л и к тому же отличаются большим ресурсом.

Покупая подержанный бензиновый smart, его владелец должен быть морально готов к тому, что вскоре ему придется раскошелиться на дорогостоящий капремонт двигателя. В среднем моторчики выдерживают 100–150 тыс. км – к такому пробегу изнашивается цилиндро-поршневая группа, что проявляется в ухудшении тяги и существенном увеличении расхода масла. Впрочем, даже в исправном состоянии агрегаты smart подъедают смазку – в среднем уходит 500–800 грамм на 1000 км. Блоки всех двигателей выполнены из алюминиевых сплавов и не подлежат капремонту. Впрочем, отечественные умельцы научились их чинить путем гильзования чугунными гильзами. Замена масла тоже непростая процедура, так как сливного отверстия в картере нет и старую смазку извлекают с помощью маслоотсоса.

poderg_smart_zep
Цепь ГРМ всех двигателей smart не отличается долговечностью и вытягивается к пробегу в 60–70 тыс. км


При пробегах за 70 тыс. км турбина может прийти в негодность. Иногда также трескаются выпускные коллекторы

ГРМ большинства двигателей оснащен металлической цепью (исключение – дорестайлинговые дизельные версии, где применялся ремень). Цепь не отличается особым ресурсом – к 60–70 тыс. км она вытягивается, требуя замены вместе со звездочками и гидронатяжителем. Способна преподнести сюрпризы и турбина – при таких же пробегах она может потребовать замены. Иногда также трескаются выпускные коллекторы в месте крепления с турбиной. Из-за вибраций разбалтывается крепление вентилятора интеркулера, и затем он нарушает герметичность сот радиатора. На старых smart с пробегом под 100 тыс. км встречается течь масла из-под прокладки клапанной крышки, переднего и заднего сальников коленвала, а также изнашивается центральная опора двигателя.

Подумал – поехал
Все smart – заднеприводные, и оснащались они 6-ступенчатой секвентальной коробкой передач Softouch. Она бывает двух типов – обычной (передачи приходится переключать вручную – рычагом КП) и автоматической (передачи изменяются в автоматическом режиме). Особенность работы обеих КП – задумчивость при изменении передач: переключился, нажал на педаль газа, а машина некоторое время не реагирует и продолжает ускорение лишь после ощутимой паузы. Поэтому к подобной работе коробки следует привыкнуть и учитывать это при обгонах, разворотах на перекрестках и т.п.


Багажник smart невелик – всего 150/260 л, хотя его размеры можно ощутимо увеличить, сложив вперед спинку пассажирского сиденья, а для перевозки длинномеров еще и отбросить нижний борт третьей двери


В передней подвеске особой долговечностью  не отличаются: шаровые опоры, сайлент-блоки и втулки (в среднем служат 20–40 тыс км)


В коробках передач smart отмечен выход из строя сервоприводов переключения сцепления или передач

На старых автомобилях отмечен выход из строя сервоприводов, вследствие чего КП может глючить или переходит в аварийный режим и машина не едет. Схожие проблемы возникают также из-за окисления электропроводки подключения сервоприводов или выхода из строя концевика стоп-сигналов. При пробегах около 100 тыс. км изнашивается диск сцепления. 

Берегите колеса!
Особенность ходовой – разновеликие колеса передней и задней оси. Это сделано для повышения устойчивости автомобиля. Шустрой езде способствует и жесткая настройка подвески, которая, правда, снижает комфорт на наших далеко не европейских дорогах. Нередко от них же страдают и маленькие колесики – владельцы гнут диски, попадая в ямы. Впрочем, за счет заднего привода и задней компоновки мотора не стоит перебарщивать со скоростью в поворотах – легкий передок довольно быстро начинает плыть наружу поворота.


Все smart имеют заднемоторную заднеприводную компоновку – мотор и КП размещены под полом багажника

Страдают от наших дорог и другие элементы ходовой – ступичные подшипники и пружины (могут треснуть). В передней подвеске McPherson также недолго служат шаровые опоры – около 20–30 тыс. км, сайлент-блоки передних рычагов и втулки стабилизатора – 30–40 тыс. км. При этом стойки способны выдержать около 60 тыс. км, а амортизаторы – 100–150 тыс. км. Еще больше ходят сайлент-блоки задней балки и резинки поперечных рычагов.


smart FourTwo  представлен в кузове хэтчбек (в Украине встречается чаще всего) и кабриолет со складывающей кожаной крышей, снабженной электроприводом

Рулевое управление многих smart механическое. Электроусилителем руля оснащались только самые дорогие версии, которые встречаются у нас намного реже. На наших дорогах расходники рулевого (тяги и наконечники) в среднем выхаживают около 60–70 тыс. км. Особенность кинематики рулевого – небольшой выворот колес, что усложняет маневрирование в ограниченных местах.

Альтернатива:
Daewoo Matiz

с 1998 г.в., от $7200 до $14 000
Тип кузова — 5-дв. хэтчбек
Объем багажника, л — 165/625
Двигатели 3— и 4-цил. два бенз.: 0,8 л 8V (52 л.с.) и 1,0 л 8V (64 л.с.)
Daewoo Matiz, в отличие от smart, полноценный 5-местный 5-дверный автомобиль. Важное достоинство этой модели – она намного доступнее, чем smart. Matiz показал себя достаточно надежным.

Kia Picanto
с 2004-2011 г.в., от $6900 до $8500
Тип кузова — 5-дв. хэтчбек
Объем багажника, л — 225/910
Двигатели 3— и 4-цилиндр. два бенз.: 1,1 л 12V (65 л.с.), 1,2 л 16V (77 л.с.)
Как и Matiz, Kia Picanto – компактный автомобиль с пятью посадочными местами. Он дороже «корейца», но все же доступнее, чем smart. Наиболее массовые версии – с мотором 1,1 л. АКП не любят активной езды.

Резюме

Кузов и салон

Стильный нестареющий дизайн. Относительно невысокая стоимость. Просторный салон для двоих человек. Конструкция пассажирского сиденья и крышки багажника повышает функциональность авто. Компактные размеры дают неоспоримые преимущества при парковках в мегаполисах.

Хрупкий пластик бамперов. Из-за массивных дверей отмечен повышенный износ петель. Неважная шумо­изоляция. Высокие подголовники кресел ограничивают обзор назад. Отмечены проблемы с кондиционером и складывающейся крышей кабриолетов.

Двигатели

Высокая топливная экономичность дизельных версий и больший их ресурс по сравнению с бензинками.

Маловат ресурс цепи ГРМ и бензиновых двигателей, которые на старых авто могут потребовать недешевого капремонта. Неважная экономичность бензиновых версий. Неудобная замена масла. Проблемы с турбиной и интеркулером. Течь масла из-под прокладки клапанной крышки, переднего и заднего сальника коленвала. Износ центральной опоры двигателя.

Трансмиссия

Секвентальная коробка передач отличается задумчивостью при переключениях передач. Проблемы с КП возникают из-за отказа актуаторов, а также из-за окисления электропроводки их подключения и выхода из строя концевика стоп-сигналов.

 

Ходовая, рулевое

Автомобильчик позволяет ездить очень шустро, даря удовольствие от вождения. Долговечность задней подвески. Беспроблемные тормоза.

На наших дорогах нередко гнутся колесные диски, а из-за жесткой настройки ходовой снижается ресурс передней подвески. Быстрее всего изнашиваются шаровые опоры, сайлент-блоки передних рычагов и втулки стабилизатора. Могут треснуть пружины. Небольшой выворот колес.

smart

от $10 000 до $14 800

Общие данные

Тип кузова

хэтчбек, кабриолет

Дверей/мест

3/2

Габариты, Д/Ш/В, мм

2500/1515/1550

База, мм

1810

Масса снаряженная/полная, кг

730/990

Объем багажника, л 

150/260

Объем бака, л

33

Двигатели

Бензиновые 3-цилиндр.

0,6 л Turbo 6V (45 л.с.), 0,6 л Turbo 6V (54/70 л.с.), 0,7 л Turbo 6V (50/61 л.с.), 0,7 л Turbo 6V (75 л.с.) Brabus

Дизельные 3-цилиндр.

0,8 л Turbo (41 л.с.)

Трансмиссия

Тип привода

задний

КП

6-ст. секвент.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск./бараб., диск. вент./бараб.

Подвеска передняя/задняя

независ./независ.

Шины

145/65 R15 (передние) и 175/55 R15 (задние)

Резюме «АЦ»
smart выбирают за озорную внешность, компактные размеры и удовольствие от юркой езды. Правда, при таком стиле вождения на экономичность бензиновых версий не стоит рассчитывать, к тому же на старых авто моторы вскоре могут потребовать недешевого капремонта.
Джерело: www.autocentre.ua

Необхідно завантажити аватар
Виразіть свою індивідуальність, завантаживши унікальний аватар (картинка користувача) або вибравши найбільш вподобаний з запропонованої галереї аватарів.
Правила
закрити

Правила публікації коментарів

Публікуючи коментарі, Ви несете відповідальність відповідно до законодавства України.

Забороняється:
  • публікувати коментарі, які пропагують діяльність, заборонену законодавством України;
  • залишати коментарі, що не відносяться безпосередньо до опублікованого матеріалу;
  • використовувати в коментарях ненормативну лексику (мат);
  • ображати в коментарях інших відвідувачів, людей та організації;
  • публікувати коментарі, що носять рекламний характер;
  • використовувати при написанні коментаря трансліт (запис українських або російських слів латинськими символами), речення, що складаються з еративів (наприклад, так званий «олбанский йазыгг»);
  • публікувати коментарі, які цілком складаються із заголовних букв;
  • публікувати односкладові коментарі (наприклад, «+1»).

Редактори залишають за собою право видаляти будь-які коментарі, що не відповідають зазначеним вимогам, а при регулярному або грубому нехтуванні Правилами - блокувати користувачеві доступ до Порталу. Редактори не коментують свої дії і не обговорюють їх з користувачами.

Ви не підписані на коментарі до цього матеріалу. Сповіщати
Вхiд