Помимо охлаждения воздуха в салоне автомобиля автомобильный кондиционер выполняет еще ряд полезных задач.
1. В первую очередь, в дождливую сырую погоду, или когда включена система рециркуляции воздуха в салоне, кондиционер сушит воздух и исключает запотевание стекол автомобиля
2. Система кондиционирования помогает очистить поступающий воздух от пыли, пыльцы и других нежелательных частиц. Они задерживаются фильтром салона или оседают на влажной поверхности радиатора-испарителя.
Недостаток у кондиционера в том, что он создает дополнительную нагрузку на двигатель и увеличивает расхода топлива. Величина увеличения зависит от конструкции двигателя. Чем меньше мощность и крутящий момент мотора, тем больше процент увеличение расхода топлива при включении кондиционера.
Ресурс работы кондиционера снижается из-за того, что автовладелец неправильно эксплуатировал и обслуживал эту систему.
4 главные причины снижения эффективности работы системы кондиционирования и ее поломок
1. Утечка из системы рабочего газа (хладагента). Чаще всего это происходит из-за потери герметичности эластичных уплотнений (сальники компрессора, заправочные золотники, пробки радиаторов, соединения трубок), реже из-за микротрещин в радиаторах и трубках.
2. Поломка электровентилятора радиаторов в моторном отсеке (системы охлаждения двигателя и радиатора-конденсора).
3. Загрязнения радиаторов, что ухудшает теплообмен.
4. Износ компрессора кондиционера.
Во всех этих случаях компрессор кондиционера начинает работать при повышенной нагрузке, что ведет к его ускоренному износу и даже заклиниванию. А стоит компрессор дорого – от 5 до 20 тыс. грн.
Что будет если не заправить кондиционер вовремя?
Из-за малого количества хладагента компрессор перегревается. Из-за этого быстро изнашивается тефлоновое покрытие поршеньков, вплоть до металла (поршеньки сделаны из алюминиевого сплава). Продукты износа при такой работе попадают в систему кондиционирования и, возвращаясь по кругу опять в компрессор. Этот абразив стирает поршеньки и цилиндры. В результате компрессор сначала не создает нормального рабочего давления, а после и вовсе заклинивает.
Ремонт системы кондиционирования в специализированной мастерской, включая стоимость нового компрессора и часто радиатора-конденсора, составляет от 15 до 30 тыс. грн. Но если своевременно обслуживать автомобильный кондиционер, то его срок службы можно продлить на несколько лет.
При включении кондиционера должен включиться электровентилятор в моторном отсеке
Как проводится диагностика системы?
При диагностике системы кондиционирования:
– из системы выкачивается весь хладагент и масло;
– проводится вакуумирование системы, т.е. проверка герметичности;
– последующая закачка в необходимом количестве свежего масла и хладагента.
Если имеются утечки газа, систему заправляют хладагентом с красителем, который позволяет обнаружить негерметичные места при подсвечивании ультрафиолетовой лампой.
Перезаправлять кондиционер старше трех лет желательно два раза в год, а для более новых – хотя бы раз в год
Во многих новых моделях авто влагоотделители (осушители) интегрированы в радиаторы-конденсоры, и в случае разгерметизации системы конди¬цио-нирования этот узел нужно менять целиком. Это довольно дорого, так что при малейших признаках разгерметизации системы нужно отправиться на СТО для ликвидации проблемы
Кондиционер теряет эффективность из-за поломки вентилятора системы охлаждения двигателя. Он должен автоматически включаться при включении кондиционера (климат-контроля). Если этого не происходит, помимо снижения эффективности охлаждения в перегруженном режиме будет работать компрессор, что приведет к его перегреву и интенсивному износу тефлонового покрытия с последующим износом металла и заклиниванием.
При обслуживании кондиционера очищают радиатора-конденсора от грязи и мусора. С наружной стороны это сделать довольно легко, но стопроцентной гарантии очистки радиатора вы не получите. Дело в том, что большая часть мусора скапливается в зазоре между радиатором конденсором и основным радиатором системы охлаждения. Удалить его можно только после частичного демонтажа радиатора конденсора или основного, при котором удастся развести радиаторы, открыв доступ для чистки пространства между ними. Лучше это делать капроновой щеткой с продувкой сжатым воздухом.
Причиной снижения эффективности теплообмена может быть мусор, который скапливается в межрадиаторном пространстве. При пробеге 250 тысяч километров этот «зазор» может быть забит мусором на 30–40%. После демонтажа оба радиатора можно почистить обувной ворсистой щеткой, а затем продуть сжатым воздухом
Для снижения загрязняемости радиатора-конденсора перед ним можно установить металлическую сетку с ячейками не менее 5 мм
Нуждается в обслуживании и радиатор-испаритель, который расположен в салоне авто. На его поверхности скапливается налет, который под воздействием тепла и влаги может стать благоприятной средой для размножения болезнетворных бактерий. Они могут быть источником неприятного запаха и даже провоцировать заболевания пассажиров. Поэтому радиатор периодически нужно чистить спецсоставом.
Только специальные установки могут обеспечить эффективную антибактериальную чистку испарителя, который в загрязненном состоянии является источником неприятного запаха и размножения болезнетворных бактерий
Особенности правильного ремонта
Потребность в ремонте кондиционера возникает, когда операции по обслуживанию не реанимировали его. Сейчас чаще используются компрессоры постоянного вращения, т.е. они работают и когда система отключена. Именно эти компрессоры, по отзывам специалистов, отличаются невысоким ресурсом и после четырех-пяти лет работы выходят из строя. Их ремонт не целесообразен, так как по сравнению с заменой на новый дает экономию лишь около 20%, но не дает гарантии остаточного ресурса. Поэтому компрессоры при поломке обычно просто меняют на новые.
Помимо компрессора еще приходится менять современные радиаторы-конденсоры, у которых каналы имеют диаметр 0,8 мм. Промыть такой радиатор от стружки со старого компрессора невозможно. А если оставить систему с загрязненными стружкой каналами то абразив уже через неделю-две выведет из строя и новый компрессор. Кроме заменяемых компрессора и радиатора вся система требует тщательной мойки с применением специального раствора.
Качественный ремонт кондиционера подразумевает и чистку терморегулирующий вентиль, распылитель хладагента в испарителе с заменой всех уплотнителей системы
После мойки все соединения и так называемый ТРВ (терморегулирующий вентиль, распылитель хладагента в испарителе) разбираются, проверяется качество их мойки, и меняются все эластичные уплотнители. Далее все узлы и система в целом собираются, после чего кондиционер подключают к стенду для вакуумирования и заправки необходимым количеством хладагента.
Если не дают гарантии – не соглашайтесь на ремонт
Гарантия на ремонт в случае с автокондиционером очень важна, так как это дорогостоящая процедура (от 15 до 30 тыс. грн.). В специализированных мастерских, где делают ремонт согласно методикам производителей используют оригинальные запчасти гарантия составляет один год. Если же автовладелец хочет сэкономить и не менять, например, радиатор-конденсор, то гарантию на такой ремонт не дают, поскольку при наличии продуктов износа в системе новый компрессор может очень скоро выйти из строя. В таких мастерских не дают гарантию и в том случае, если запчасти вы принесли сами.
При ремонте кондиционера очень важно то, чтобы этим действительно занимались профессионалы, которые специализируются на этой теме, прошли соответствующие обучающие курсы, знакомы с рынком запчастей и могут предложить качественные детали. Только при такой совокупности условий вы получаете настоящую, «работающую» гарантию.
Эффективность работы кондиционера зависит и от степени загрязнения воздушно фильтра системы вентиляции салона. В безвыходной ситуации его можно продуть, а лучше заменить на новый. Более эффективный – угольный, антиаллергенный
Правила публікації коментарів
Публікуючи коментарі, Ви несете відповідальність відповідно до законодавства України.
Забороняється:
Редактори залишають за собою право видаляти будь-які коментарі, що не відповідають зазначеним вимогам, а при регулярному або грубому нехтуванні Правилами - блокувати користувачеві доступ до Порталу. Редактори не коментують свої дії і не обговорюють їх з користувачами.
Коментарі