Рассказывает подполковник Вячеслав Гнелица: «В свое время наш 3-й отдельный инженерный батальон, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, направили в Республику Ливан. Задача ставилась так: обеспечить деятельность общевойсковых миротворческих батальонов из разных стран.Третья рота, которой мне довелось командовать, действовала в зоне ответственности батальона, прибывшего с экзотических островов Фиджи. Коллеги прозвали нас «морской ротой», поскольку дислоцировались мы на берегу Средиземного моря».
Чем же конкретно занималась третья рота? Проверяла подопечную территорию на наличие взрывоопасных предметов, обезвреживала и уничтожала их. Проделывала проходы в минных полях. Маркировала местность и проходы в районах выдвижения подразделений войск ООН. И, кроме того, сооружала оборонительные позиции для общевойсковых подразделений, оборудовала вертолетные площадки и т.п.
«У нас была только техника, состоящая на вооружении украинской армии, – вспоминает Вячеслав Гнелица. – И скажу откровенно: она показала себя надежной и выносливой. Понятно, возникали проблемы, связанные с местными условиями: жарким климатом и высокогорьем. Особенно досаждала пыль, которой было неописуемо много. Однако выручало отлично поставленное техническое обеспечение. У нас работали высокопрофессиональные специалисты по ремонту – военнослужащие-контрактники, профессионалы своего дела. Очень важно и то, что запчастей всегда хватало, а топливо нам поставляла миссия ООН, и качество его было отменным: у себя в Украине мы такого не видали!».

Для транспортных целей наши миротворцы использовали известные грузовики: ГАЗ-66, ЗИЛ-130 и 131, КАМАЗ-4310, КрАЗ-255Б1 и др. Имелись и особые «шестьдесят шестые» и «сто тридцатки» – для перевоза взрывоопасных предметов. Они были укомплектованы мешками с песком, а кузов отделялся от кабины толстым броневым щитом.
Проходы в минных полях проделывала гусеничная бронемашина БМР-2, оборудованная катковым минным тралом. К сожалению, на каменистой местности она не всегда могла работать эффективно. В роли машины для разминирования несколько раз попробовали и путепрокладчик БАТ-2 – мощную 40-тонную машину. При помощи универсального отвала она срезала верхний слой грунта и отбрасывала его по разные стороны вместе с противопехотными минами. А те мины, которые не захватила, давила гусеницами, и они взрывались, не причиняя вреда машине. При выполнении инженерных задач, в частности, разминирования, применялись и бронетранспортеры БТР-70 (в них размещался медицинский персонал).

Для строительных работ широко использовались тракторы Т-150 с навесным бульдозерным оборудованием и полковые землеройные машины ПЗМ-2 на той же базе. Хорошим «рабочим инструментом» оказались автокраны и общевойсковые экскаваторы на базе КрАЗов. «Эти машины, – говорит Вячеслав Гнелица, – полюбились солдатам. И вообще, все кременчугские автомобили проявили себя в Ливане с лучшей стороны. А вот 4-осные тягачи МАЗ-535, если честно, в условиях жары и высокогорья перегревались. И передвижение на них на большие расстояния, скажем так, было затруднено».

Однажды была поставлена важная задача: доставить в район Голанских высот путепрокладчики БАТ-2. Им предстояло разрушить укрепления, мешавшие патрулированию миротворческих сил.
Маршрут длиной 60 км пролегал по асфальтированным дорогам общего пользования, и гусеничной технике ездить по ней запрещалось. Поэтому БАТы погрузили на прицепы-тяжеловозы с тягачами МАЗ-535. Колонна тронулась в путь ночью. Дело в том, что ливанские водители не привыкли соблюдать правила движения, а тут – негабаритная техника… Правда, длинным и широким автопоездам двигаться в темноте по извилистым горным дорогам, углы поворотов которых порой доходили до 180 градусов, было нелегко. На незнакомой местности головная машина сбилась с дороги и уперлась в «бунгал» – небольшой фанерный домик. Из него выскочили разъяренные люди с автоматами. Оказалось, что это пост местных вооруженных формирований «хазболлах», которые восприняли приезд непрошеных гостей как нападение. К счастью, в машине находился переводчик. Он крикнул, чтобы не стреляли, и объяснил, в чем дело. Конфликт уладили, и колонна двинулась дальше.
«Бытует мнение, что отправлять наших ребят для проведения миротворческих операций за границей не стоит, – говорит Вячеслав Гнелица. – А я как военный могу сказать одно: действуя в сложной и опасной обстановке, мы получили в Ливане бесценный опыт».
Роман Ентц
Фото из архива автора
Журнал «Коммерческие автомобили» №2, 2006


Правила публікації коментарів
Публікуючи коментарі, Ви несете відповідальність відповідно до законодавства України.
Забороняється:
Редактори залишають за собою право видаляти будь-які коментарі, що не відповідають зазначеним вимогам, а при регулярному або грубому нехтуванні Правилами - блокувати користувачеві доступ до Порталу. Редактори не коментують свої дії і не обговорюють їх з користувачами.
Коментарі